РЕКОМЕНДАЦИИ
по психологической подготовке к ЕГЭ и другим экзаменам различных категорий участников
Подготовка к экзаменам
Рекомендации для учителей
1.Стремитесь получить исчерпывающую информацию о ЕГЭ, о технологии и методике его проведения. Информационная вооруженность поможет отчасти снять Ваше эмоциональное напряжение.
2. Активно взаимодействуйте со школьным психологом.
3. Сосредоточьте свое внимание (и внимание школьного психолога, если есть возможность) на учащихся, склонных к обостренной тревожности. Это учащиеся, которые не только накануне экзамена, но при одной мысли о нем испытывают состояние страха, неуверенности в себе. Чтобы помочь таким учащимся справиться с тревогами, Вам необходимо работать в двух направлениях:
Помогите учащемуся выработать правильную позицию.
НАПРИМЕР: «Страх плохой отметки»: во-первых, помнит, что неудачно сданный ЕГЭ – это не печать неудачника на всю оставшуюся жизнь, во-вторых, всегда можно воспользоваться правом апелляции.
«Неверие в свои силы, знания»: всегда настраивай себя на лучшее, постарайся объективно оценить свои знания, поиграй в учителя (сам себе дай ответ на вопрос, а потом постарайся оценить свой ответ).
«Страх унижения»: никогда не относи себя к ни к сильным, ни к слабым ученикам, равняйся только на себя, сравнивай себя только с собой; помни, любое положительное изменение – это твой успех.
4. Научите учащихся долгосрочному и краткосрочному планированию.
5. Познакомьте учащихся с простыми приемами запоминания.
6. Совместно с психологом проведите небольшой тренинг, в ходе которого учащиеся приобретут навыки работы в напряженных условиях и овладеют умениями справляться с отрицательным воздействием стрессовой ситуации. Например, можно провести мини-экзамен с хронометражем времени и последующим обсуждением переживаний.
Постарайтесь не волноваться сами: Ваше волнение всегда передается учащимся; будьте уверены в себе и в своих учениках. Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
РЕКОМЕНДАЦИИ
по психологической подготовке к ЕГЭ и другим экзаменам
Рекомендации для родителей
1. Первое, что вам следует сделать, это успокоиться самим, привести в порядок свою нервную систему! Помните, что ваша тревога передается детям и их волнение только усиливается.
2. Поддерживайте, подбадривайте ребенка, вселяйте в него чувство уверенности и желание достичь положительных результатов.
3. Взаимодействие с ребенком стройте на доверии, взаимопомощи, взаимной поддержке, понимании всей трудности ситуации, с которой предстоит столкнуться вашему ребенку.
4. Не фиксируйте постоянное внимание ребенка на экзамене, не говорите об этом постоянно.
5. Обратите внимание на питание ребенка. Оно должно быть калорийным, богато витаминами. Желательно, чтобы на столе были грецкие орехи, мед, шоколад, морепродукты.
6. Обратите внимание на сон: его продолжительность должна быть не менее 8 часов.
7. Не допускайте перегрузок. Следите за тем, чтобы ребенок гулял, чтобы время подготовки чередовалось со временем отдыха.
8. Не загружайте ребенка проблемами бытового характера.
9. Не разрешайте долгое время проводить за просмотром телевизионных передач.
10. Прислушивайтесь к нуждам ребенка, не будьте самоуверенны, не думайте, что Вы лучше знаете, что необходимо вашему ребенку.
11. Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
РЕКОМЕНДАЦИИ
по психологической подготовке к ЕГЭ и другим экзаменам
1. Оборудуйте свое рабочее место: уберите лишние вещи, удобно расположите нужные учебники, пособия, тетради, бумаги, карандаши. Пока вы не наведете порядок в комнате, порядка в вашей голове не будет!
2. В психологии считается, что повышению интеллектуальной деятельности способствуют желтые и фиолетовые цвета. Почему бы ни ввести их в интерьер того места, где вы готовитесь к экзаменам? Это могут быть картинки, коллажи и т.д.
3. Полезно определить, кто вы – «сова» или «жаворонок»; в зависимости от этого максимально загрузите утренние или вечерние часы.
4. Начиная готовиться к экзамену, полезно составить план на каждый день подготовки. Помните; формула «Немного позанимаюсь» чаще всего не работает – вы либо перегружены, либо использовали день для подготовки не в полной мере. Продумайте и напишите, что именно вы будете сегодня учить.
5. Начинайте учить с самого трудного, с того, что вы заведомо плохо знаете. Но если в голову ничего не идет, то полезно начать, напротив, с того, что знаете лучше, с того материала, который интересен для вас и приятен.
6. Соблюдайте принцип чередования! 40 минут работы, 10 минут отдыха: сделайте в перерывах зарядку, полейте цветы, вымойте посуду.
7. Не зубрите учебник! Чаще всего это абсолютно бесполезное занятие. Эффективен следующий алгоритм работы:
8. Структурируйте материал с помощью планов, схем; особенно это полезно, если у вас возникает ощущение, что вы никогда не сможете запомнить правильный ответ.
9. Попросите кого-нибудь – маму, друга – выслушать ваши ответы на наиболее трудные вопросы. Полезно также записать свой ответ на магнитофон, а потом послушать себя «со стороны».
10. Обязательно повторяйте! Есть несколько способов повторения, выберите тот, который для вас наиболее эффективен.
1 способ. Повторяйте материал через 5 минут, затем – через 1 час, после – через день.
2 способ. ОЧОГ
О – ориентировка. Прочитайте текст с целью понять главные мысли.
Ч – чтение. Прочитайте текст и постарайтесь выделить второстепенные детали, установить их связь с главными мыслями. Несколько раз повторите главные мысли в их связи с второстепенными.
О – обзор. Быстро просмотрите текст. Чтобы углубить понимание текста, задайте вопросы к главным мыслям.
Г- главное. Мысленно перескажите текст или, еще лучше, перескажите его кому-нибудь или себе вслух.
3 способ. Прочитай – повтори.
Повтори через 10-15 минут
Повтори через 8-9 часов.
Повтори через день.
11. Выполняйте как можно больше различных вариантов опубликованных тестов по данному предмету.
12. Если вы начинаете волноваться, так как понимаете, что невозможно выучить все, то:
13. Если вы чувствуйте, что вам не хватает сил:
14. В предэкзаменационный период занимайтесь аутотренингом, настраивайте себя на положительный результат.
15. Для активизации работы обоих полушарий мозга, рисуйте восьмерки обеими руками одновременно.
16. Не злоупотребляйте кофе, крепким чаем, это лишит вас возможности расслабиться.
17. Научитесь расслабляться. Если вы очень волнуетесь во время подготовки, то хорошими средствами снятия стресса могут быть:
- релаксация. Найдите тихое место и просто посидите, расслабившись, закрыв глаза на 10-20 минут;
- активная релаксация. Найдите тихое место, где никто не будет мешать, где нет шума и отвлекающих факторов. Сядьте в удобную позу. Закройте глаза. И посидите так в течение 10-20 минут, сосредоточившись на своем дыхании. Вдох – выдох. Старайтесь не отвлекать внимание от процесса дыхания. Вдох – выдох. Если вы сбиваетесь, вам мешают посторонние мысли, не злитесь, спокойно сфокусируйте внимание на дыхании. Вдох – выдох. Включите в цикл дыхания произнесение шепотом или мысленно специальных слов. Они должны быть короткими, благозвучными, сам процесс их произношения и звучания должен вам нравиться, например, это могут быть слова «мир», «покой», «любовь». Можно придумать свое слово.
Итак, вдох. На выдохе – «мир». Вдох. На выдохе – «мир». И так в течение 10-20 минут.
NB! На время занятия важно принять пассивную установку: «Пусть будет то, что будет, пусть все течет, как течет, принимаю все, как есть».
После занятия не вставайте сразу и резко. Посидите спокойно в течение нескольких минут сначала с закрытыми глазами, а затем с открытыми, придите в себя, сориентируйтесь. Настройтесь на предстоящие дела.
- улыбка;
- отвлечение от неприятных мыслей путем концентрирования внимания на:
а) собственных движениях (сосредоточьтесь на какой-либо отличной от подготовки к экзамену деятельности: мытье посуды, спорте);
б) движущихся внешних предметах (например, маятнике);
в) неподвижном объекте: тщательно обследуйте его взглядом, обращайте внимание на малейшие детали.
Накануне экзамена
Во время экзамена
9. Во время экзамена положите перед собой часы и контролируйте время, потраченное на выполнение заданий. Обязательно оставьте время для проверки!